Ребенком утрачен интерес к обучению. Как мотивировать ребенка к учебе?


Interes-k-obucheniiuПроблема утраты ребенком интереса к обучению встречается достаточно часто и приводит к возникновению конфликтных ситуаций, когда родители буквально силой усаживают свое чадо за выполнение домашних заданий. Такая методика приводит к тому, что зачастую весь процесс сводится к бесконечным подсказкам, как правильно решить задачу, уговорам выучить правило или даже прямым угрозам и наказаниям. Как же создать условия, чтобы мотивация к самостоятельному усвоению знаний была осознанной и крепкой.

Почемучки

Interes-k-obucheniiuИзвестно, что наиболее действенным методом воспитания является собственный пример. Формируются зачатки интереса к познанию нового еще в раннем возрасте, когда малыш начинает задавать бесконечное количество вопросов. Родителям следует обстоятельно и правильно отвечать на них, несмотря на усталость. Тон разговора остается только доброжелательным. Если вопрос сложный, полезно вместе с ребенком открыть нужную книгу или найти информацию в интернете, показывая, что и самим интересно получить новые сведения. В беседах красной нитью должен проходить тезис о том, что познание – это важный, интересный и нужный для будущего успешного развития процесс.

Поддержка познавательных увлечений

Для ребенка значимым является поддержка со стороны родных людей его познавательных увлечений. Если ему нравится музыка, необходимо найти возможность для посещения музыкальной школы или вокальной студии. При проявлении заинтересованности в области биологии, химии или других наук, целесообразно подыскать и приобрести адаптированные для конкретного возраста дидактические и информационные материалы.

Позволяют поддержать огонек стремления к расширению знаний совместные посещения музеев, публичных лекций с обсуждением услышанного и увиденного. Если есть в доме творчества кружки, близкие по тематике, то следует записать туда ребенка. Часто в школах в рамках ФГОС организуются занятия, предполагающие выполнение творческих или поисковых проектов. Такая деятельность нацелена на формирование навыков самостоятельного поиска, систематизации и публичного обсуждения информации по теме, интересной для автора-разработчика.

Может заинтересовать ребенка опыт обретения славы и известности в конкретной области науки, спорта или культуры великих людей. Для этого совместно изучается их биография, отзывы сподвижников и другая интересная информация.

Реакция на достижения

В любой ситуации важно, как бы это ни было сложно, оставаться союзником ребенка. Необходимо исключить желание унизить его, оскорбить даже при получении плохой отметки или при получении замечания от учителя. Сохраняя доброжелательный тон, следует вместе с ребенком проанализировать причины, приведшие к подобному результату. Решить, как можно исправить ситуации, какую помощь ему оказать. Исключается стремление полностью делать все уроки за ребенка. Пользы этот вариант не принесет.

Не нужно жалеть добрых слов, отмечая даже небольшие достижения. Есть риск, что ребенок не захочет учиться хорошо, если постоянно ставить ему в пример других детей. Сравнивать следует только новые свершения самого ребенка с его бывшими результатами.

Рациональный режим

Interes-k-obucheniiuДети, особенно в начальной школе, испытывают колоссальные нагрузки, проходя сложный адаптационный период, который для некоторых становится очень длительным. Родителям нужно умело распределять время, чтобы дать возможность ребенку не только прогуляться, но и заняться любимой деятельностью, поиграть дома, а также выполнить без напряжения все домашние задания.

Переход от одного вида деятельности к другому обязательно контролируется взрослыми членами семьи, иначе ребенок, засидевшись за компьютерной игрой или заигравшись с куклами почувствует еще большую усталость и не сможет адекватно воспринимать изучаемую информацию, когда наконец сядет за уроки.

Окружающая среда

Влияет на подавленное психическое состояние ребенка, лишающее его интереса к учению, обстановка в доме. Негативная атмосфера возникает, если родители часто конфликтуют друг с другом, выпивают или употребляют наркотики.

Не добавляют позитива упреки в адрес ребенка, что он не ценит заботы о нем. Родители одевают, обувают, покупают сладости и игрушки, а в ответ получают только плохие отметки. В такой атмосфере не может складываться самостоятельная, тянущаяся к знаниям личность.

Не нужно негативно в присутствии ребенка отзываться о его учителях, директоре, школе и системе образования вообще. Дети очень восприимчивы и после подобных слов у них может развиться полное неприятие необходимости хорошо учиться.

Игровая ситуация

Дети начальных классов охотнее выполняют даже скучные для них или сложные задания, если предложить им увлекательные игровые условия:

• установить определенный промежуток времени, сказав, что он навряд ли за это время прочитает заданный отрезок текста;
• посадить рядом любимые игрушки ребенка, которые включаются в процесс чтения текста по ролям, при этом ребенок с удовольствием разными голосами озвучивает каждого своего любимца;
• попросить написать буквы или цифры так, чтобы они улыбались и радовались, что получились аккуратными и красивыми;
• сыграть в увлекательное путешествие при изучении материала по окружающему миру;
• внести элемент соревновательности, написав на черновике цифры или буквы и вызвав ребенка на поединок, у кого лучше получается.

Поощрение

Понимание того, что ребенок с удовольствием принимает не только добрые слова в качестве поощрения, но и более весомые материальные предметы в виде сладостей или сувениров, можно завести электронный дневник, разработав систему критериев с баллами по мере значимости. Включать необходимо не только школьные успехи, но и поведение на улице, дома, включая помощь в ведении домашнего хозяйства.

Вечером, уделив несколько минут, дневник заполняется с указанием конкретных дел, за которые начисляются баллы. Отдельно ведется таблица с фиксированием фактов, требующих снятия конкретного вида баллов. Итоги подводятся в конце недели. Здесь же разрабатывается шкала, в которой прописываются возможные призы и количество баллов за них. Элемент соревновательности, пусть даже с самим собой, ребенку интересен и он легко вовлекается в этот процесс.

Обсуждение: 4 комментария

  1. Саша:

    Я согласно с тем что надо с терпением относиться к неудачам, плохим отметкам и больше внимания уделять к учебному процессу. Но дети в наше время очень избалованными стали.Если раньше мама и папа были во главе и дети слушались, теперь в центре внимания ребёнок и родители крутятся вокруг, чтобы только угодить своему малышу и делают всё возможное. Я считаю, что самое главное это научить ребёнка уважать старших и каждое слово родителей не должно обсуждаться. И научить ребёнка самостоятельности, а не упрашивать каждый раз, чтобы ребёнок сел за уроки.

    Ответить
  2. Лика:

    У меня получилось вернуть интерес к учебе у племянницы, превратив уроки и походы в школу в игру. Каждые сто пятерок, которые ей ставили в дневник, мы отмечали, как день рождения — с подарками и сюрпризами.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна