Как облегчить пятиклассникам запоминание некоторых правил?


Когда-то в 1968 году все школьники всего Советского Союза сдавали в 8 классе письменный и устный экзамен по русскому языку. А потому как мне русский язык давался легко (учитель объясняла это развитостью «чувства слова»), я никогда не учила правила по этому предмету. Выслушала урок, поняла, письменное домашнее задание сделала — и всё. А готовясь к экзаменам, впервые взялась основательно за учебник отличнейших авторов С.Г. Бархударова и С.Е.Крючкова. Учебник охватывал материал с пятого по восьмой класс.

Как же выучить массу правил, как запомнить правописание всех корней, приставок и суффиксов? Стала я читать правила. Читала вслух и вдруг обнаружила, что правила о правописании многих приставок звучат, как стихотворение. Вот проверьте себя, уважаемые товарищи родители! Многие ли из вас назовут все приставки русского языка? Начнёте вразброс вспоминать — все не назовёте. А я для себя вывела формулу в виде стихов. Первое правило должно было напоминать известные слова: за-, на- (напоминает «за нами»), про-, по-, до- (напоминает слово «пропаду»). Только правильно пиши : за-, на- — с А, а про-, по-, до- — с О.

Приставки же, оканчивающиеся на согласные, располагались в этом учебнике в таком порядке: об-, от-. над-, под-, пред-, в-, с-. Если первые четыре приставки расположить в два столбца, а три последних — с новой строки посередине, то получим такой стих:

об- — от-

над- — под-

пред-

в-

с-

Причём, все приставки читаются, как слова, а «в-» и «с-» произносятся, как буквы: вэ, эс.

Впоследствии я сама так и стала учить пятиклассников. Записывали правила в специальную тетрадь, а для быстрейшего запоминания «подключали» руки. Ставили на парту руки на локоток вертикально и в такт читаемым вслух приставкам отклоняли руки по одной, кладя их на парту: об- — от-, потом так же по одной поднимали их: над- — под-, а потом поставленными на локоток руками делали вращательные движения, изображая поезд. Кстати, такое «подкрепление» запоминания с помощью рук я придумала не сама. Как-то в 1994 году в нашем городе побывали американцы, которые на семинарах в институте рассказывали об этой методике. Некоторым учителям довелось присутствовать на их лекциях, и они уже с нами делились своими впечатлениями, рассказывая, как у них получается применение этого метода на своих уроках.

Этот же метод стихотворного построения я обнаружила в учебнике Бархударова и Крючкова в правиле о написании приставок на -з и -с. Точно такими же столбцами выстроились у меня перед глазами приставки:

без- — воз-

вз- — из-

низ-

раз-

чрез-

Здесь все приставки, кроме одной читались как слова, и только приставка «вз-» называлась по буквам: «вэ зэ». И вновь, подключая руки, мы легко запоминали все приставки, которые перед звонкими согласными писались с буквой «-з», а перед глухими согласными — с буквой «-с». Так я и опрос этих правил проводила, разрешая рассказывать «с руками».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2019 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна