Конфликт с учителем: как поступать родителям?


Одной из основных причин вызова родителей в школу и тягостных разговоров с директором или классным руководителем является конфликт с учителем – конфликт между учителем и учеником. В отношениях «педагог – ученик – родитель» последнему достается не самая простая роль, поскольку он оказывается меж двух огней. С одной стороны – педагог со стажем, опытом и высокой квалификацией, с другой – любимый ребенок. И хотя большинство родителей хоть раз, но оказывалось в подобном положении не все знают, как себя вести и как выйти из конфликтной ситуации, если не хочется портить отношения с преподавателем, нельзя потерять детское доверие и нельзя ухудшить контакт ребенка с учителем.

Самые частые жалобы детей на школу и стоит ли им верить

konflikt-s-uchitelemНачиная с первого класса родителям приходится ежедневно выслушивать из уст ребенка школьные новости, среди которых не только обсуждения одноклассников, уроков, питания, но и жалобы на учителей. Так было и два десятка лет назад и будет ровно до тех пор, пока существует школа и система отношений «учитель – ученик». Жалуются дети на придирчивость, излишнюю строгость, несправедливо заниженную отметку за работу у доски, завышенные требования и постоянные замечания за пустяковые мелочи. Зачастую эти жалобы проходят сами по себе, но нередко требуют непосредственного вмешательства родителей и посещения школы.

Не стоит с порога обвинять учителя в непедагогичности и излишней требовательности. Кто из родителей знает, как ведет себя ребенок на уроках и почему его дневник пестрит замечаниями от педагогов?! Возможно, он разговаривает с одноклассниками, забывает принести тетради или учебники, долго «копается» в портфеле и переговаривается, нарушает дисциплину. Все это мешает работе учителя, усвоению и закреплению нового материала остальными учениками, написанию контрольных и проверочных работ, поскольку не дает сосредоточиться на учебном материале и на том, что говорит учитель. В такой ситуации проблему поможет решить только терпеливое взаимодействие между педагогом и родителями. Ведь дома у ребенка может быть одна тактика поведения, а в школе, в коллективе среди сверстников – совершенно полярная.

Почему родители не видят проблем

konflikt-s-uchitelemЛюбовь меняет людей к лучшему, так говорят и школьные психологи. Но если это слепая любовь, то несет она в себе разрушающее начало. Чувствуя за спиной родительскую защиту, ребенок буквально отбивается от рук: хамит учителям, срывает уроки, издевается над педагогами, дерется, оскорбляет. Безнаказанность, вседозволенность и бесконтрольность часто ведет к тому, что ребенка уже в классах среднего звена ставят на учет в милиции. И самое трагическое в такой ситуации, что часто родители сами отказываются от диалога с учителем, занимают сторону ребенка и начинают войну против педагога: публично высказываются о его некомпетентности, пишут заявления и жалобы в органы управления образованием, обвиняют в придирках и предвзятом отношении, несоответствии званию учителя.

Если родительские жалобы на педагога не получают подтверждения, чаще всего такие истории заканчиваются переводом ребенка в другое учебное заведение. Но никто не скажет стопроцентно, что ситуация не повторится. Поэтому школьные психологи советуют родителям внимательно пересмотреть свое отношение к ребенку, перестать его слепо любить и начать воспитывать. Участие, внимание к проблемам, конечно, никто не отменял, но информацию, полученную из уст ребенка всегда нужно делить на два. А также не забывать терпеливо, спокойно и доходчиво объяснять, что за все свои поступки и слова ребенок должен отвечать сам. И говорить о том, что иногда поступки, совершенные под властью неконтролируемых эмоций, могут иметь далеко идущие неприятные и серьезные последствия.

Советы родителям школьников: как вести себя с учителем

Если похода в школу не избежать, то нужно знать, как вести себя с учителем, чтобы встреча оказалась продуктивной и не оставила в памяти неприятного осадка. Для начала стоит запомнить, что мнение о педагоге не должно складываться только со слов ребенка. Строгость, требовательность и принципиальность – это те профессиональные качества, без которых педагогика и дисциплина в школе невозможна. А значит, невозможно продуктивное обучение. Можно, конечно, уволить учителя, можно перевести чадо в другую школу – но это лишь побег от проблемы, а не решение ситуации. Вечно строчить жалобы на учителей и переводить ребенка из школы в школу не получится.

Поскольку причина родительского визита в школу – детский конфликт с учителем, нужно решать именно его и решать с минимальными потерями для всех. А для этого лучше провести беседу втроем, то есть помимо педагога желательно присутствие и ребенка. Родительские «личные» просьбы о том, чтобы учитель был лояльнее к ребенку, подбадривал его хорошими оценками и похвалами, «натянул» в четверти положительную отметку не всегда заканчиваются хорошо. Конечно, мотивировать к учебе ребенка необходимо, но одни дети, получив авансом пятерку добросовестно стараются ее отработать, а другие – вообще перестают учиться и. И здесь педагогу виднее, кому поблажка пойдет во благо, а кому – во вред. Стоит прислушаться к мнению учителя, не пытаясь его переспорить или обвинить.

Как выйти из конфликтной ситуации

konflikt-s-uchitelemЕсли конфликт – следствие случайной ошибки, беспокоиться не стоит. Как правило, и учитель, и ученик быстро забывают об инциденте и продолжают дальше взаимодействовать. Но если конфликт затягивается, ребенок постоянно нервничает перед школой, у него наблюдаются психосоматические расстройства, а педагог настойчиво приглашает на разговор, лучше ситуацию не усугублять. Чем глубже и дольше конфликт, тем сложнее найти оптимальное и безболезненное для всех решение. Стоит обязательно сходить в школу и выяснить претензии педагога. Но прежде чем защищать ребенка и обвинять учителя в некомпетентности, выяснять с ним отношения, необходимо объективно оценить поведение собственного чада.

Иногда, узнавая подробности и особенности поведения ребенка в школе, родителей ждут удивительные открытия и сюрпризы, но отнюдь не радостные. Можно попросить педагога пересмотреть мнение и отношение относительно ребенка, дать школьнику шанс исправиться, но пообещать со своей стороны полный контроль, помощь и содействие. Главное, что придется делать: помогать и контролировать на самом деле, а не на словах. Придется проверять домашние задания, дневник, помогать с тем материалом, который непонятен. В конце концов, нанять репетитора и записаться на прием к психологу. В противном случае, ситуация только усугубится.

Если сомнений в предвзятом отношении педагога к ребенку нет, то вариантов разрешить конфликтную ситуацию два. В первом случае придется доступно объяснить ребенку, что нравиться всем невозможно. Иногда на отношения влияют не личные достоинства и недостатки, а личные качества. И здесь, можно посоветовать школьнику только добросовестно изучать проблемный предмет, продолжать учиться, упорно идти к поставленной цели, а со своей стороны пообещать помощь и поддержку. Второй вариант – сменить класс или школу. Это снимет эмоциональный накал, внутреннее напряжение и избавит от стресса, которые тоже негативно влияют на процесс обучения. Правда, ребенку придется объяснить, что на новом месте не будет все гладко и прекрасно, но шанс начать все с чистого листа у него есть.

Обсуждение: 2 комментария

  1. Александр:

    Конфликты — неотъемлемая часть жизни: они были, есть и будут. Не все учителя пришли в эту профессию по призванию, не все ученики коммуникабельны и любознательны (идеальный вариант?). На родителей в этом случае лежит особая ответственность по разбору ситуации. Учитель может быть уверен в своём призвании и квалификации, но, при этом, манера поведения и результаты работы с детьми будут говорить об обратном. Родитель должен быть не в меньшей степени психологом, нежели сам учитель. С одной стороны, правильная форма взаимодействия с педагогом, — с другой, не менее важная проблема, быть в искренних доверительных отношениях с собственным отпрыском, чтобы иметь влияние на воспитательный процесс. Нюансы могут быть рассмотрены в каждом отдельном случае.

    Ответить
  2. Дмитрий Иванов:

    Учителя бывают разные. Они такие же люди. Нельзя оставлять без внимания жалобы ребёнка на учителя. Могут быть серьёзные проблемы. Лучше сходить пообщаться с ребятами с класса, с учителем. Посмотрев и взвесив обстановку, уже будет легче узнать где истина, а где ребёнок наговаривает на педагога.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна