Конфликтная ситуация в школе между учителем и администрацией


Великие педагоги на практике изведали «прелести» учительских отношений, непростые в интеллигентной среде. Серьёзных исследований – капля. Имеющееся в наличии написано мудрёно. В научных терминах тонет суть изложенного. Сегодня назрела конфликтная ситуация в школе. Где черпать нужные советы? Какие из них окажутся полезными? Что предпринять? Применимы «лекарства» на все случаи жизни?

Об истоках, корнях

konfliktnaya-situatsiya-v-shkoleЧасто нервы щекочут вопросом: почему портятся взаимоотношения? Во-первых, может быть банальное разногласие по жизненным ценностям. Руководитель налево, направо твердит: приложите максимум усилий, чтобы дети росли образованные, воспитанные, разумные. Сразу реплика. Зачем познания дамам? Главное – удачно (со временем) выйти замуж! Довод – сверхубедительный: лично у неё, супруги тракториста, диплом об окончании ВУЗа. У товарки (называется конкретное лицо) – девятилетка. Жена председателя колхоза!

Искра. Пламя может тлеть годами, впоследствии вулканический пепел накроет несчастную старую Помпею. Чтобы такого не случилось, надо исправлять целое мировоззрение. Скрупулёзно присмотреться к персонажу. Такие дамы (мужчины!) не страдают от чрезмерного усердия. Трудятся спустя рукава. Конечные итоги близки к нулю. Единственный выход – заставить работать без расслабления. Знали ведь, куда шли! Иначе станете (рано или поздно) бороться с непрофессионализмом, последствиями. Произойдёт то, чего допускать нельзя в принципе.

Возможен второй вариант. Начинающие директора в порыве праведного гнева стараются приструнить оппонента (нагрубить, нахамить – надо «ставить на место», показывая, кто в доме хозяин). Конструктивизма – малая толика, больше вреда. Как правило, это болезнь роста. Администраторами назначают замечательного преподавателя. Однако сие не означает, что в одночасье вырастет расчудесный «голова».

Знай наших!

Во-вторых, нередки примеры с перекладыванием несвойственных функций. Крохотный педколлектив. Вновь назначенная директриса, облегчая труд, быстро нашла лазейку. Одному вменила в ежедневную работу отслеживать жизнеспособность школьного сайта. Другому – отчитываться вверх за проведение реформ. Третьему – за борьбу с педикулёзом. Седьмому – отвечать за состояние автобуса, безопасность перевозок. Раздала Сеньке по шапке…

Очки приподнялись… Деяния – администраторская прерогатива! Начался тихий подковёрный саботаж. «Извините, не успела… Простите, не знаю… Уроков – шесть штук в день!» Никакого противодействия не получилось, если бы Марь Иванна догадалась ПОПРОСИТЬ коллектив. Разъяснила нюансы:
– Девочки, лапушки, выручайте! Понимаете, у нас не хватает штатов… Отчётность напрягает. Выполнять надо… Давайте придумаем, вместе найдём решение…

Человеческое тепло, мольба приносят позитив, результаты.

Не мелочитесь

В-третьих, есть пункт в перечне ошибок – внезапный контроль учебно-воспитательного процесса. А планирование? Четвертные, годовые графики? Заметим, возникают экстренные меры: жалобы мамочек, учеников. Следует реагировать? Только не каждому предметнику такое по нраву. Отмахнутся: наветы, сплетни, наговоры, происки врагов… Никто не предложит: зайдите, понаблюдайте.

Может, один… Это часть обязанностей аппарата. Непреложная. Требуемая. Согласитесь, описанное выше – нонсенс. Чаще иное: по плану ожидали сегодня – никого… Появятся? …Стресс. Излишнее психологическое напряжение. Умный предупреждает заранее. Аргументирует причину (вызов, совещание, срочная командировка, недомогание…). Скажет, завтра ждите «гостей». Поверьте, взрыва не будет. Вызывать пожарную, неотложку не придётся.

Есть объективность?konfliktnaya-situatsiya-v-shkole

Четвёртая первопричина – появление в журналах «несправедливых оценок». Наверно, каждый с этим знаком. Детишки возвращаются домой, в слезах, картинках рассказывают, как упорно готовились к занятиям. Вызвали доске, рассказали «от и до…». Получили всего-навсего тройку! Кукиш с маслом!

Хочется поведать забавный эпизод прошлой, советской эпохи. Выпускной класс. Устная проверочная. История. На оба вопроса юная леди несёт ахинею. Создавая видимость успешной сдачи, её спрашивают, кто был основоположником марксизма-ленинизма. (Обществовед выразительно закатывает глаза вверх, где висят портреты). Девушка в замешательстве…

Тоже поднимает свои томные очи. Не помогает. Экзаменатор задаёт наводящий вопрос: сколько их было? Подумав, та называет цифру «3». Комиссия оживает. На верный ответ явно не рассчитывали. Кто именно? – продолжается экзекуция. – «Ну, это… Маркс… Ленин… и этот… как его… Карл!» Все облегчённо, радостно выдыхают: «Молодец, деточка. Иди!» Валя вышла, поделилась с подружками: ответила-таки на вопросы! Дово-ольная!

А что прикажете делать? Переэкзаменовка ничего не даст, ума не прибавит. Оставлять на повторное обучение – себе дороже. Лучше, чем есть, не будет… По всем дисциплинам так. Надо видеть вытянутую Валину физиономию, когда объявили о посредственной отметке. Была твёрдо убеждена, что по статусу светит четвёрка.

Проверяющие могут придраться к существующему положению вещей. Да, есть нормативы… Обязаны придерживаться… Куда деть подобных «валь»? В специнтернаты?  Папы, мамы категорически против! Когда-то мудрый любимый математик пояснял: отчего у него на две смены три-четыре отличника. «Юноша… «Отлично» равняется «безошибочно». Всякие помарки снижают чистоту… Разве можно быть грязно-опрятным?

Ясно, лаконично, просто. Надо быть строгим, требовательным, уважающим чужое достоинство, но не придирчивым.

Как, хорошо быть генералом?

Учитель учителей… В двух словах – философская мудрость поколений. Прежде чем соглашаться на кресло, необходимо спросить внутреннее я: потяну? Оправдаю доверие? Сумею избежать неуважения? Способен на компромиссы? Последнее – одна из важных черт профессионала. Должность сложная, творческая. Требует не только сведений о психологии школьника, но взрослых людей. Научитесь обуздывать чувства, внимательно выслушивать сотрудников, иногда принимать противоположную аргументацию в соответствии со здравым смыслом – толк будет…

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Александр:

    В любом случае, какая бы ситуация не была, стоит сохранять принципиальность и делать всё по совести, даже если это может повредить репутации или дружеским отношениям с коллективом. На мой взгляд, это и есть профессионализм!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна