Малокомплектные школы: особенности, преимущества и недостатки


Малокомплектные школы в России – это её глубинка. Как и всё, что находится в глубинке, где бы оно ни находилось на земном шаре, имеет свою специфику. И сейчас бытует мнение, что одной особенности всегда «завидовали» учителя немалокомплектных школ: меньше учеников – легче работать.

Особенности

Условия работы малокомплектной школы и её педагогов отличаются от общеобразовательных школ, где есть параллельные классы.

Научно-методические рекомендации о том, как распределить предметы между учителями, отсутствуют. Разнопредметная нагрузка требует от учителя широты кругозора и длительной ежедневной подготовки.

Замкнутый социум, минимум интеллектуального досуга, незначительная оплата труда – всё это мешает созданию творческого настроя педагога, поэтому учитель такой школы должен иметь огромную силу воли, выдержку и максимальный запас оптимизма.

Малокомплектные школыВ соответствии с небольшим количеством учеников приходится выстраивать и урок, и другие формы учебной и воспитательной работы более детально, более скрупулёзно. Проведение урока в малокомплектной школе требует от учителя, особенно в начальной школе, особых навыков: необходимо одновременно контролировать работу не одного класса. Самому быть предельно внимательным и научить быть внимательными учащихся, когда рядом занимаются ребята другого возраста, — это может не каждый учитель.

Преимущества

Большой плюс в том, что лучше виден успех каждого подопечного. Индивидуальную работу выстроить легче. Вследствие немногочисленности учеников отслеживание ошибок отнимает у учителя меньше времени. Учет пробелов более объективный, потому что ребенок систематически под контролем. Это значит, линия развития ученика выстраивается чётче, что способствует самодостаточности ребенка. И в учебном плане, и в воспитательном учитель чувствует ученика глубже.

Учитель должен не только подготовить дифференцированный раздаточный материал, но и организовать в некоторых случаях поддержку плохо справляющихся с заданиями учеников с помощью более сильных учащихся.

Проблемы

У каждого типа школы есть общие и есть свои специфические проблемы. В малокомплектных школах даже, казалось бы, в решении самых насущных вопросов возникают проблемы, например, в комплектовании объединенных классов, составлении расписания, планировании урока, характере учебного оборудования. Известно, что многолетняя практика школ ещё советских времён помогает руководителю малокомплектной школы в составлении однопредметного расписания.

Особого внимания заслуживают уроки математики и русского языка. Учителя начальной школы обнаруживают в учебных программах недостатки по обучению русскому языку: нет раздела по развитию речи учащихся.

Малокомплектные школыНаполняемость классов всегда волновала учителей малокомплектных школ, потому что нет возможности проводить многие формы коллективной работы, которые можно использовать в немалокомплектных школах.
Средства обучения в малокомплектной школе не разнообразны. Известно мнение учителей малокомплектных школ: интерактивная доска помогает организовать работу другого класса.

Проблемы остаются и во внеклассной работе. Чтобы в соответствии с федеральным стандартом провести внеурочное мероприятие спортивного, социального, патриотического или трудового направления, которое выбрали ученики, необходимы узкие специалисты.

Малокомплектную школу беспокоит и финансовая сторона их существования: к концу года меняется количество учащихся, а финансирование отстаёт от реальной обстановки.

Перспектива должна быть у всех типов школ. Быть или не быть – этот классический вопрос не должен касаться образования. Государство в состоянии не уходить от мысли: малокомплектным школам быть и развиваться, потому что от существования таких школ зависит перспектива продовольственной безопасности страны.

 

 

Обсуждение: 2 комментария

  1. Верно, не должен вставать вопрос- быть или не быть школе. Но, я считаю, что правительство, должно лучше финансировать школы, особенно те, которые расположены в отдаленных районах. Образование должно быть доступным каждому.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна