Родительские мифы о подготовке к школе


Каждый сентябрь родители первоклашек ожидают новой жизни с опаской. Как-то она сложится? Вообще, вокруг подготовки ребенка к школе сложилась масса устойчивых стереотипов, часто слабо коррелирующих с реальностью.

Усталые игрушки

Первоклашкам страшнее всего.Из теплой, со всех сторон защищенной колыбели безмятежного детства их провожают во взрослую жизнь, где есть обязательства и обязанности, дисциплина и жесткий режим, долгое и тесное сосуществование с незнакомыми и не всегда приятными людьми, а главное — серьезная интеллектуальная нагрузка, постоянный, строго дозированный труд. Родители тоже беспокоятся: отдаешь своего – получаешь чужого.

Да, родители первоклассников,отправившие детей первого сентября в школу, уже никогда не увидят их прежними –социум «строг, но справедлив», и отныне каждому ребенку будет отведено в нем особое место. Согласно «купленным билетам». А что, собственно, родители пытаются «купить» – какие проблемы должны решить?

Со своим багажом

Социологические опросы показывают: российских отцов и матерей, прежде всего, беспокоит возможность (или невозможность) справиться с тяжеленным багажом знаний, припасенным затейливым и плотным информационным XXI веком. Именно поэтому так популярны сегодня различные центры подготовки к школе. Туда ходят как на работу, два-три раза в неделю — кто год, а кто и два. Детям преподают русский язык, арифметику, логику, английский, историю мировой культуры и многое-многое другое.

«Мои университеты», — могут сказать об этих занятиях две трети будущих первоклассников. В прошлом сентябре, например, в большинстве школ быстренько пробежали букварь и уже в октябре читали на скорость (кстати, многие специалисты сомневаются в пользе такого«экзамена», ведь быстро глотать текст – еще не значит понимать прочитанное и тем более получать от процесса удовольствие). Откуда же взяться любви к книге?

Конечно, «игра» в школу, навыки дисциплины и подготовки домашних заданий, которые дают развивающие центры, пригодятся первоклассникам, родители могут быть довольны собственной дальновидностью и заботливостью… Но многим из них и в голову не приходит, чторебенок, на пятом году жизни лишившийся главного богатства детства –беспечности, скорее всего, подустанет за десять школьных лет, и хлеб знаний, в принципе свежий и полезный, будет жевать с отвращением, как приевшиеся приторные пирожные. А ведь многие готовятся к первому классу еще и с помощью репетиторов! Здесь все серьезно – не по-детски.

С другой стороны, что делать? Ведь в самых престижных школах нередко устраивают для маленьких «абитуриентов» настоящее тестирование. Ребенка могут спросить, имя какого бога  войны носит Красная планета, и какова связь между дубом и утренним напитком (о желудевом кофе наши избалованные дети вряд ли имеют представление.

В утешение «оставшимся за бортом» элитных учебных заведений:не все специализированные школы хороши, как нам когда-то думалось. Обычнаядесятилетка порой может оказаться предпочтительней по многим причинам, амолодые учителя без званий и опыта бывают интереснее и ближе к ребятам, чеммаститые, но издерганные многолетней работой педагоги со стажем. Кроме того,дорога туда и обратно – вид транспорта значения не имеет – всегда утомляетребенка, и в этом смысле близкая школа - большая удача.

Здоровее будешь

Еще однародительская «фобия»: ребенок перед началом занятий недостаточно«оздоравливался». Это смешное слово из тех времен, когда ребятишек в пионерскихлагерях еженедельно взвешивали, а показателем здоровья считались лишниекилограммы, неожиданно начинает занимать современные умы. Будущих мучениковнауки срочно вывозят «к морям и дальним бабушкам» в надежде накачать детейсолнцем и витаминами про запас.
Врачи охлаждают предучебный энтузиазм: поездки,особенно за границу, не всегда идут нашим чадам на пользу. Другая «подпорка»расшатанному летним ничегонеделанием здоровью - строгий режим без всякихлирических отступлений. Организм привыкает к раннему подъему и непозднемуукладыванию - и работает без сбоев. Способствуют этому и занятия в спортивныхсекциях. Только без фанатизма!

На самом делебольше всего другого мам и пап должна волновать психологическая адаптацияпервоклассников, ведь от нее зависит, станет ли школа для наших сыновей и дочекместом сбора друзей и положительных эмоций или многолетней каторгой, при одномвоспоминании о которой ноют зубы. Разумеется, легче находят общий язык сосверстниками бывшие детсадовцы, но и сугубо домашние дети иной раз чувствуютсебя в коллективе как рыбы в воде.
И не забывайте,что девчонки, по природе своей более говорливые, чем их сверстники, легчевыходят в отличницы.

Поэтому нет смысла упрекать мальчишек в нерадивости иставить им в пример лукавые создания с огромными бантами и сверкающимизаколками. Мужчины и женщины, даже маленькие, по-своему воспринимают одинаковуюинформацию, и пики их интеллектуального развития не совпадают. Вообще,сравнивать маленького школьника с кем-либо – дело неблагодарное инеблагородное. Да и пользы никакой.

Спокойно, мама!

Не стоитзапугивать ребенка будущими трудностями. «Я-то прощу любую твою выходку, а вотучительница сразу к директору отведет, двойку поставит?» и т.д. Знакомо? Но иперегибать палку, описывая школу как райское местечко, не нужно – горечьразочарования может отравить интеллектуальные и коммуникативные радости.Помните: в самом начале школьного пути ваш сын или дочка очень сильно нуждаютсяв родительской поддержке и вашем собственном спокойствии, уверенности, что всебудет хорошо.

Так оно ислучится! Особенно если родители, оставив в стороне собственные амбиции инереализованные мечты, сумеют понять и честно сказать самим себе, чтообразование – только один из аспектов жизни. Очень важный, но не единственный.Тогда дети перестанут быть игрушками в их руках и объектами соревнования (укого круче?). Они не устанут раньше времени и сохранят светлый, радостный илюбопытный взгляд на мир. Разве не этого мы хотим для них?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2019 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна