Проблемы современной системы образования глазами учителя


проблемы современной системы образованияНасколько успешна современная система образования, каковы проблемы современной системы образования и для чего была нужна ее модернизации? Эти вопросы регулярно поднимаются как в высших государственных кругах, так и выносятся на обсуждение в телевизионных передачах и форумах в интернете. Попробуем внести ясность и попытаться разобраться в этой спорной теме.

Причина введения ЕГЭ

Безусловно, причиной введения ЕГЭ было стремление глав государств включить РФ в состав ВТО (Всемирной Торговой Организации). А одним из ее требований и является системная стандартизация образования. Это стремление привело к тому, что в 2001 году впервые были проведены экспериментальные экзамены в некоторых республиках страны, а спустя несколько лет во всей РФ эта форма контрольной проверки полученных знаний стала единой. Широко «рекламировались» плюсы такого экзамена — неподкупность, невозможность подмены или замены результатов, а главное, прием в ВУЗы без вступительных экзаменов.

Изнанка ЕГЭ

проблемы современной системы образованияС тех пор прошло уже 15 лет. По новостям регулярно в конце учебного года сообщают о проведении ЕГЭ и ГИА, показывают видеорепортажи и интервью со школьниками. ЕГЭ прочно вошло в нашу жизнь. Но изнанка всего этого абсолютно не та, что мы видим. Изнанку эту видят только учителя и, естественно, ученики. Учителей забыли спросить, когда проводили реформу образования: «Нужна ли она?». Сказали, что устарела советская система образования. И лица, которые были непосредственно задействованы в ней, составляли ее костяк, были просто отодвинуты в сторону. Так они и стоят сейчас «отодвинутые». Учителю нет «дороги», если нужно выяснить о неправильно составленных заданиях в ЕГЭ, неверных результатах… Когда они приходят или обращаются за выяснением подобных вопросов, их не принимают. Зато активно опрашивают родителей учеников о качестве образования в школе и удовлетворенности результатами… Попробуем нарисовать современную систему образования глазами простого школьного учителя: филолога или математика.

Современное образование глазами учителя

Начать нужно с того, что как таковой оформленной до конца системы не существует. Да, есть начальные пункты отправки (государственные стандарты образования) и конечные (проведение ЕГЭ и ГИА). И это неплохо. Так, сейчас дети учатся сами определять цели и задачи урока (буквально с начала обучения), много работают самостоятельно, ищут необходимую для обучения информацию в интернете или в книгах… Так видится сверху из Министерства Образования.

проблемы современной системы образования

Но чтобы составить такой урок, учитель должен подготовиться особенным образом: найти проблему, которую поставит перед классом, выбрать метод преподавания, разнообразить материал, используя специальное оборудование.
Проще говоря, чтобы красиво, грамотно и интересно составить урок учитель должен потратить на это не менее полутора часов. А таких уроков несколько. Да и не просто несколько, а, порой, превыше нормы. Так, норма часов учителя по советской системе составляла 18 часов в неделю. Это 4-5 уроков в день. Сегодня среднестатистический филолог дает 6-7 уроков в день. Естественно, что подготовиться к такому количеству предметов по требуемой системе не получится никак. И при этом еще никаких выплат за подготовку к уроку учителю не выплачивается — только за проведение урока. Проще говоря, то время, которое учитель тратит на подготовку к уроку — это его личная инициатива.

проблемы современной системы образованияЕще один важный момент в современном обучении в школе — это включение родителей в систему образования как участников обучения. Действительно, так и прописано — родитель — участник обучения. То, что должно, по мысли МИНОБРа, входить в их права и обязанности — тоже неплохое начинание. Но то, что есть на самом деле, ужасно. Фактически родитель может вмешиваться в обучение своего ребенка по абсолютно любым вопросам. В районные, областные министерства регулярно присылаются жалобы самых разных содержаний от родителей, зачастую, минуя директоров школ, в которых учатся их дети. «Наверху» нет желания разбираться с причинами их недовольства, выяснять правых и виноватых, и потому жалобы отправляются обратно в школу (или проверяющие направляются сами). И главное требование при этом — сделать так, чтоб жалоб не было. Потому, зачастую, директор «снимает стружку» с учителей, оберегая свою должность и голову. Ведь чтобы жалоб не было, нужно удовлетворить жалобщиков.

Еще один значительный минус — это пониженная планка знаний. Мало кто знает, что сегодня, чтобы оставить ученика на второй год за неусвоенный материал, необходимо получить не менее 3-х двоек в году (даже по профильным предметам). И это тоже буква закона. Имеющих две двойки переводят в следующий класс и занимаются с ними дополнительно (после уроков). Такие неуспевающие могут успешно дойти с двумя двойками по русскому языку и по математике до 9 класса и сдавать экзамены. Правда, в этом году сделано отступление — учитель может по факту успеваемости ученика не допустить его до экзаменов. Тоже благое начинание, но во что оно обратится на деле?

Очень любят в Министерстве образования различные проверки уровня обучения и качества знаний. Начиная с начала учебного года проводятся различные срезовые, проверочные, диагностические работы, присылаемые «сверху». И это помимо того, что учебная программа, составленная учителем, и так предполагает их немалое количество. Современного пятиклассника не удивишь словом «мониторинг» или «диагностическая работа», ведь с этими терминами они знакомятся еще в начальной школе. Но все эти работы фактически не влияют на отметки. Зато составлены для школьников регионов по единой форме и должны показать, что дети следуют стандартному усвоению знаний.

Все перечисленное показывает, что слово «система» к современному образованию неприменимо. Система — это нечто устоявшееся, оправдавшее себе. А у нас, как начали 15 лет назад «делать» эту систему, так и реформируют. А когда остановятся? Когда прислушаются к непосредственному участнику обучения — учителю, который заинтересован в хорошем уровне знаний своих учеников, непонятно…

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Любовь:

    Никто так не ощущает проблемы современного образования, как учитель. С этим не согласиться невозможно. В этой сфере, кажется, столько проблем, что решить их просто невозможно.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна