Синдром профессионального выгорания педагогов в школе


Труд учителя всегда был нелегким: проверка тетрадей, непослушные ученики, вечно недовольные родители… Любой педагог испытывает колоссальные нервно-психические нагрузки, ведь ему приходится взаимодействовать с огромным количеством детей, при этом, особенно в последнее время, нет эмоциональной разрядки, так как кричать, «взрываться», даже просто повышать голос на детей нельзя, а они порой доводят до нервного срыва. Бесконечное напряжение физических и психических сил, отсутствие удовлетворения от результатов, хроническая усталость от рутинной работы (проверка тетрадей, заполнение огромного количества документов в бумажном и электронном sindrom-professionalnogo-vyigoraniya-pedagogovвиде) — все это может означать одно: профессиональное выгорание педагогов.

Когда-то поэт Владимир Маяковский назвал подобное состояние «амортизацией души». Наверное, лучше и не скажешь. Когда с каждым днем все ужесточаются требования к профессиональной пригодности, когда учитель перестает быть единственным и бесспорным носителем истины, когда в учебные программы постоянно вносят все новые и новые изменения, у педагога уже не остается сил на самое важное в его работе — любовь к детям.

Что значит «профессиональное выгорание»?

Профессиональное выгорание — это развивающийся на фоне постоянного стресса синдром, который ведет к истощению энергетических, эмоциональных и личностных ресурсов работника. Этот синдром развивается чаще у тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, журналистов, социальных работников — у всех, кто по роду своей деятельности вынужден постоянно вступать в общение, растрачивая свои эмоции, чувства, нравственные и духовные силы.

Если педагог не владеет специальными приемами и методами саморегуляции, то вскоре у него начнут проявляться следующие расстройства:

  • повышенная раздражительность;
  • беспокойство и раздражение;
  • усиление тревожности;
  • мышечное напряжение, вплоть до судорог или даже тика;
  • эмоциональное безразличие;
  • появление психосоматических заболеваний.

Всё это симптомы эмоционального выгорания, точнее сказать, эмоционального безразличия, когда учитель в таком состоянии уже не способствует личностному росту учащихся, а наоборот, вызывает у них отвращение и к самому педагогу, и к его предмету. Эмоциональные расстройства могут впоследствии вызвать и физический дискомфорт, когда постоянное угнетенное состояние, депрессии вызывают полнейшее безразличие к внешнему виду, своему самочувствию и физическому состоянию.

Самое неприятное, что постоянные перегрузки негативно сказываются на личной жизни, ведь большинство педагогов — женщины. Усталость и раздражительность проявляются и в отношениях с домашними, следствием чего подчас становится развод или формирование чувства вины перед собственными детьми, на которых вечно не хватает времени.

Уходить ли из школы?

sindrom-professionalnogo-vyigoraniya-pedagogovИменно этот вопрос мучает многих педагогов, получивших выслугу (досрочную пенсию) или перешагнувших 40-45-летний возраст. Если сделать карьеру не удалось (а в школе это максимум заместитель директора), то никаких перспектив ждать не приходится. Продолжать вдалбливать в головы подростков, интересующихся сексом в гораздо большей степени, чем ЕГЭ по математике и русскому, уже нет сил. Что же тогда делать?

Конечно, можно попытаться найти работу, которая не требует такого колоссального напряжения физических и психических сил. Но вариантов здесь немного: кассир в супермаркете, кондуктор в общественном транспорте, администратор в салоне красоты?

Кто-то усиленно начинает заниматься репетиторством, по крайней мере, общение только с одним ребенком, пусть и не самым умным, требует меньше усилий и подготовки. Но это уже сложно назвать творчеством, а учитель — профессия творческая. И если уж человек чувствует призвание быть педагогом, то без творчества эта профессия теряет смысл окончательно.

Как справиться с кризисом?

sindrom-professionalnogo-vyigoraniya-pedagogovПоиск новых профессий или другого рода занятий, особенно в условиях нынешнего кризиса, приведет к еще большему стрессу. Поэтому психологи, чтобы преодолеть синдром профессионального выгорания, состояние эмоционального опустошения, советуют изменить отношение к себе. Далее предложен список тех шагов, которые помогут это сделать:

  1. Составьте список истинных причин, побуждающих работать именно учителем. Определите для себя истинные мотивы, значение работы и конечную цель.
  2. Составьте перечень тех дел, которыми вам нравится заниматься, и попытайтесь вспомнить, когда вы это делали в последний раз. Возможно, стоит снова начать?
  3. Встречайтесь с друзьями и коллегами в неформальной обстановке — за пределами школы. Посиделки у кого-то на кухне, совместный просмотр спектакля (без учеников!), прогулка на лыжах вернут вам радость жизни.
  4. Начните все-таки заботиться о своем физическом самочувствии: высыпайтесь, делайте зарядку хотя бы на 2-3 минуты, начните правильно питаться.
  5. Посещайте какие-нибудь тренинги, где будут учить тайм-менеджменту (умению управлять временем), релаксации, навыкам саморегуляции.
  6. Самый главный совет — найдите что-то новое в своей профессии. Сейчас есть множество технологий, позволяющих сделать преподавание предмета не таким затратным по времени. Есть цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), игровые технологии, IT-технологии, электронные учебники, тренажеры.

В конце концов, существует немалое количество сайтов и порталов, где коллеги щедро делятся своими готовыми презентациями, роликами, конспектами уроков, поверочными работами и т. п. Использование готовых продуктов существенно сократит время на подготовку к урокам, и тогда у вас наконец появится свободное время, чтобы провести его с семьей, со своими, а не чужими детьми, чтобы дать себе возможность вернуть утраченную радость жизни.

 

Обсуждение: 2 комментария

  1. Любовь:

    Проблема кричащая. Дети сейчас очень тяжёлые, даже очень. Поэтому педагогов понимаю и сама ни за какие коврижки не смогла бы быть учителем. Тут дело всё в обществе. В данном случае учитель в школе наблюдает все последствия неправильного воспитания и не просто наблюдает, а впитывает в себя. Естественно это сказывается на нём. Именно поэтому девчушки после окончания школы должны подумать и взвесить хорошо — готовы ли они к профессии учителя.

    Ответить
  2. Аня:

    Тут как по мне важно как сам педагог относится к своей профессии. Если он работает ради зарплаты и эта работа не доставляет никакого удовольствия и все мысли о том как бы побыстрее придти домой, то такой учитель профессионально выгорит быстро. А если педагогу нравится давать знания детям и он получает удовольствие от общения с ними, умеет расположить учеников к себе, то такой педагог проработает без стрессов и других психологических расстройств намного больше. Ведь если педагог пользуется авторитетом в классе, то даже самые раздолбаи ведут себя относительно спокойно.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна