Профсоюз в школе: вчера и сегодня. Профессиональный союз для галочки


Вчераprofsoiuz-v-shkole

Еще лет 30 тому назад профсоюз в школе обладал довольно мощным потенциалом, направленным на защиту прав и интересов сотрудников образовательных учреждений, улучшение их материального благосостояния и здоровья. Это был шанс получить путевку в санаторий совершенно бесплатно или по незначительной цене, улучшить свои жилищные условия, обратиться за помощью и защитой при возникновении трудовых конфликтов или споров, а также при назначении пенсии по выслуге лет. В те годы перед учителями практически никогда не вставал вопрос о том, вступать или не вступать в профсоюзную организацию: стопроцентное членство было явным свидетельством получаемых ими преимуществ.

Сегодня

По прошествии лет многое изменилось. К сожалению, не в лучшую сторону. В наши дни школьная профсоюзная организация чаще всего выполняет лишь роль своеобразной «копилки», аккумулирующей членские взносы и распределяющей их среди сотрудников в честь юбилеев, календарных праздников или по случаю болезни. Поскольку профессиональный союз – дело добровольное, часть педагогического коллектива школ от профсоюза откололась, посчитав, что это нисколько не улучшает их материального положения и, тем более, не гарантирует защиту их трудовых прав и решение проблем с пенсионным фондом при назначении пенсии.

Вопреки первоначально возложенной на него функции, профсоюз в школе стал своеобразным зависимым придатком администрации, действующем не в интересах учителей, а в полном соответствии с проводимой политикой руководства школы. Он не способен влиять на экономическую деятельность школы, распределение учебных часов, соблюдение графика отпусков, нарушение установленных сроков выплаты заработной платы

Если раньше председателем профсоюза выбирали человека юридически грамотного, имеющего активную жизненную позицию и обладающего всего необходимыми задатками и качествами лидера, способного добиваться поставленных целей, сегодня эту должность занимают чаще всего случайные люди, избранные коллективом по принципу «лишь бы не я» или якобы ненавязчиво предложенные руководством школы.

Союз для галочки?

Большинство современных учителей, даже из числа тех, что несмотря ни на что все еще являются членами профсоюза и исправно платят взносы, считают организацию профсоюза утопией, пережитком прошлого, бестолковым объединением «для галочки». На их взгляд, ежемесячные взносы, вычитаемые из зарплаты, вряд ли стоят коробки дешевых конфет по особому случаю. Чаще всего – это максимум, который можно получить, присоединившись к этому профессиональному объединению.

В отдельных школах страны профсоюзы давно себя изжили, в других они по-прежнему продолжают свое существование. Чем руководствуются те, кто все же решается на добровольное членство? Для молодых учителей, только вступающих в профессию, это может быть попыткой влиться в уже устоявшийся коллектив, желание стать неотъемлемой частью учительского сообщества. Учителя предпенсионного возраста, уже задумывающиеся о выходе на пенсию, возлагают на профсоюз надежды, связанные со своим будущим неформальным общением с коллегами, ведь именно профсоюзная организация провожает на заслуженный отдых и вспоминает о бывших учителях в профессиональные праздники и День пожилого человека.

Опытные учителя, имеющие категорию, более независимы в этом вопросе. Они понимают, что при возникновении конфликтных ситуаций внутри школы им придется самостоятельно, без участия профсоюза, отстаивать свои права и интересы, или писать заявление по собственному желанию, чтобы затем отправиться на поиски лучших условий работы.

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. К сожалению, в современном российском обществе профсоюз по сути не играет никакой роли, в отличие от Америки. Хотя следовало бы задуматься о возрождении былого престижа и влияния.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна