Как развивать память у детей?


«Опять забыл? Учил, учил, и забыл?» – слышит ученик от учителя. «Плохая память» – вздыхают родители. На плохую память списывают многие школьные проблемы. А можно ли развивать память? И не поздно ли это делать в школе?
Память – это запечатление и сохранение информации. Если информация интересная, соответствует склонностям личности, то она сохраниться надолго. Мы запоминаем двигательную, эмоциональную, зрительную, слуховую, словесную информацию.

Кто-то запоминает лучше, а кто-то – хуже – это индивидуальные различия людей. Одни хорошо запоминают зрительные образы, другие – словесные. Хорошо запоминается логически оформленный текст.

Тренируем память в любом возрасте

Специалисты утверждают, что развивать и тренировать память можно в любом возрасте. Они обращают внимание на то, что развиваем память не вообще, а основные его процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, и даже забывание. Правильно забывать информацию важно, чтобы не перегружать мозг.

Есть определенные приемы, помогающие запоминать:
1.Делить на части большой материал и заучивать его по кусочкам.
2.Объединять или группировать предметы и информацию для лучшего запоминания.
3.Устанавливать сходства, подобия, связи в определенных отношениях предметов и явлений.
4.Выделять в информации опорный пункт (своеобразный «узелок на память»), а выделение нескольких опор в тексте – это уже мнемический план.
5.Строить схемы, графики или наглядные модели для фиксации информации.
6.Связывать запоминаемый текст с предыдущим опытом человека.

Можно использовать закономерности памяти, которые выявили ученые. Хорошо запоминается начало и конец текста, а опыт человека может, как мешать, так и помогать запоминанию. Сильные эмоции тормозят воспроизведение, а лучше запоминается все новое и яркое. Незавершенное действие так же хорошо усваивается.
Определите, какой вид памяти является ведущим у ребенка: зрительная, слуховая или двигательная. Делайте упор на ведущую память, не забывая тренировать остальные виды.

Игры для тренировки памяти

Если в школе ориентируются на словесную память, дома предлагайте ребенку запоминать предметы и образы. Для этого подойдут игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» с игрушками и предметами, которые появляются, меняются местами или исчезают. Если у школьника проблемы с русским языком, предложите ему игру «Найди ошибки», в которой он как учитель будет выискивать ошибки в тексте.

В игре «Зеркало» не только тренируется память, но и развивается наблюдательность: внимательно рассмотреть все детали одежды и внешнего вида человека, которые надо запомнить и назвать. А в упражнении «Вспомни и нарисуй» ребенок с радостью нарисует все предметы, которые зафиксировал.
Развивать память можно по дороге в школу и обратно. Дайте ребенку задание запомнить припаркованные около дома машины утром, а вернувшись из школы проверить, какие из них уехали, а какие приехали.

Собираясь в магазин, составьте список покупок, оставьте его дома, а в магазине попросите ребенка вспомнить необходимые покупки.
Упражнять в описании картины или иллюстрации из книги по памяти поможет упражнение «Картинка по памяти». А разучивание с детьми стихов и песен не только тренирует механическую память, но и расширяет кругозор.

Хореография, занятия спортом и танцами развивают двигательную память ребенка.
Приучайте ребенка составлять алгоритм действий или план информации, что облегчает запоминание (алгоритм одевания на прогулку в картинках для малышей, для школьников – план сочинения или ответа на уроке).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2019 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна