Современная система образования в России


sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossiiСовременная система образования в России стала объектом критики. Модным стало критиковать школу, и немаловажную роль в этом сыграла многострадальная система единых государственных экзаменов, воплощенная в жизнь светлыми умами нашего общества. Однако проблема столь рьяной критики со стороны родителей более масштабна, нежели может показаться на первый взгляд.

По сути, современная система начального образования является чрезмерно архаичной. Школа стремится все накопленные знания передать своим ученикам через учителя. Однако такая установка давно изжила себя, а потому говорить о ней целесообразнее исключительно в прошедшем времени. Современное общество нуждается в новых методах получения знаний. Это в начале восемнадцатого столетия в таком энциклопедизме и находили истину умы эпохи Просвещения. С того времени объем знаний существенно увеличился и правильно рассортировать его, используя на практике лишь устаревшие методы, становится все сложнее.

Школа является наиболее консервативным из всех ныне известных общественных институтов. Иными словами, она не открывает что-то новое, а всего лишь передает старое. Также и учителя, из года в год рассказывающие одно и то же, по сути, являются консерваторами. Они предпочитают лишний раз не рисковать, а учить новое поколение общепринятым, хоть и порядком устаревшим, азам. Но является ли такой подход к обучению разумным?

sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii

Чему же должна учить детей современная школа?

Современное образование практически не задевает детей, скорее просто проходит по касательной, зачастую даже не вызывая и капли интереса. Тогда возникает вполне уместный и закономерный вопрос: «Чему же должна учить детей современная школа?». Представьте себе два основных вектора, которым обязательно необходимо сойтись в одной точке. К первому вектору можно отнести любознательность и просто детский интерес. Ко второму – развитие душевных и интеллектуальных способностей, а также логическое мышление.

Когда что-то вызывает у ребенка повышенный интерес, то в его голове начинают происходить различные активные процессы, вследствие чего он и начинает думать. Таким образом, между развитием мышления и любознательностью можно поставить знак равенства. Сегодня часто можно наблюдать ситуацию, когда родители, разочарованные современной системой образования, больше склоняются именно к прагматическому обучению. Они полагают, что учить детей нужно не отвлеченностям, а именно тому, что принесет им пользу в дальнейшей жизни. Конкретно – без лишних философий!

И в некоторой степени они, конечно же, правы. Ведь намного полезнее будет хорошо и грамотно писать, нежели до мелочей знать теоретическую грамматику. Но в то же время такой подход является заведомо опасным. Навязанный прагматизм зачастую может перерасти в уверенность, что смысл нынешнего образования заключается исключительно в подготовке к экзаменам. Ведь куда уж практичнее?

sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii

Смысл современного образования

Школа должна являться местом, где передаются культурные ценности. Образование же – быть своеобразным пространством общих мнений и цитат, благодаря которым и взрослые, и дети смогут понимать друг друга с полуфразы. К примеру, уроки литературы – это помимо передачи культурного наследия прошлого, еще и воспитание истинного хорошего вкуса. По этой причине неразумно превращать учебный процесс в обычное перекачивание информации из одной головы в другую и попросту натаскивание, необходимое для хороших отметок.

Помимо таких очевидных вещей, нужно понимать, что ребенок нуждается в коллективной жизни и общении. Однако проблема, пожалуй, в том, что школьный коллектив больше искусственный и не совсем правильный. Вследствие этого и наблюдаются искажения в нем, например, та же самая существующая иерархия с «хулиганами», «ботаниками» и «звездами». И очень часто, если рассматривать рядовую школу, «трудными» детьми оказываются именно отличники, а не хулиганы, как принято всегда считать.

Нынешнее образование необходимо выводить на совершенно новый уровень, чтобы оно начало приносить пользу обществу. Крайне ведь важно не просто передавать накопленные человечеством знания, как говорится, всего понемногу, ведь разрозненная информация вкладывается в детскую голову таким образом, что ученик не в силах осознать, какое же в действительности она имеет значение. Отсюда и получается, что все полученные в школе знания ничем, кроме как «общей обложкой» не объединены и не связаны. А это неправильно и так быть не должно. Школа должна рассказывать ребенку не только лишь об общепринятых моральных ценностях и знакомить его с общими знаниями, но и подталкивать его на выражение собственного мнения, давать возможность определять личную позицию.

Обсуждение: 3 комментария

  1. Александр:

    Несомненно систему образования нужно выводить на новый уровень, но готовы ли дети? Готовы впитывать больше информации. Мне кажется в современном мире это будет трудно сделать, ведь преобладает деградация. Но попытаться стоит. По моему мнению, все что может дать школа, на данный момент это общение с сверстниками и табличку умножения. Посмотрим что будет дальше.

    Ответить
  2. Нина Александровна:

    Я считаю, что система образования в России стала намного хуже. Делаю выводы по учебе моего внука, например. В основном это можно сказать так: программу дают детям очень сложную (особенно для начальной школы) прогоняют очень быстро, дети не успевают и до конца не понимают, и в итоге вырастают и не знают кто написал «Война и мир».

    Ответить
  3. mencher:

    Система образования в России со времен распада Советского Союза претерпела много изменений и до сих пор еще находится в стадии реформирования http://newspolitics.ru/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii.html

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна