Как меняются современные ученики


2015 году в Финляндии была разработана и опробована в деле реформа, связанная с полной перестройкой системы образования, оставшейся стране в наследство от советского периода. Новая система будет функционировать на территории всего государства к 2020 году.

Реформаторы поставили задачу изменить привычную структуру, которая успешно функционировала несколько столетий и позволяла занимать ведущие позиции в мировых рейтингах оценки качества образования.

Резкое переосмысление было связано с изменившимися в ХХI веке потребностями. Получаемые в школе знания должны быть междисциплинарными, а обучение — тематическим, чтобы дети могли подготовиться к будущей профессии.

Теперь у финских школьников активно развивают компьютерную грамотность, навыки работы с текстами и широкие компетенции — все то, что позволит в будущем эффективно работать и коммуницировать с другими людьми.
Подобные шаги в России пока предпринимаются только на локальном уровне. Но, если раньше необходимость поиска новых подходов и методов к воспитанию “людей будущего” осознавалась педагогами лишь интуитивно, теперь она вполне осознанна.

Что касается самого молодого поколения — они хотят, чтобы на уроке было интересно и захватывающе.

Рассмотрим вопрос о том, как находить правильный подход к современным школьникам и какие попытки уже были предприняты на этом пути.

Вечное и преходящее
Эксперты твердят в один голос, что сегодня ученики кардинально отличаются от тех, что были 5, и, тем более, 20-30 лет назад. Это связано с социальными, психологическими и физиологическими причинами. Об особенностях современных детей сказано было уже не раз, другое дело — неизменные явления.
Школьников, как и прежде, беспокоят “вечные вопросы о неразделённой любви, жизни и смерти, о том, кто виноват и что делать”, — отмечает В. Ключников, репетитор английского.
Вопросы мотивации, отражающиеся на поведении школьников, продолжают играть важную роль. В классах, по-прежнему, есть преуспевающие, любознательные и заинтересованные в процессе обучения дети, а есть отстающие и апатичные.
Отдельно стоит осветить вопрос успеваемости. Ведь, по сравнению с предшествующими годами, наблюдается ее резкий спад.

Для решения проблемы в школе №20 г. Бийска Алтайского края, был проведен эксперимент, и введено раздельное обучение для мальчиков и девочек с 1 по 8 классы. Первые результаты были получены в апреле 2018 года, и они свидетельствуют об эффективности нового подхода.
Если в смешанных классах успешно обучаются 59% детей, то в “мужских” классах оказались успешны 65%, а в “женских” — почти 90%.

Мальчики склонны к лидерству и самостоятельному достижению результата, девочки, напротив, предпочитают групповую деятельность и включаются в работу достаточно медленно. Гендерное обучение позволяет учитывать эти особенности — подход к детям различается по содержанию материала уроков и способу преподавания.
Повышение успеваемости было не единственной целью проекта. Внимание администрации школы привлекла эмансипация девочек, вызванная, с точки зрения психологов, следующими проблемами:

• Стираются границы полов;

  • Мода стремительно разрушает стереотипы об образе женщины и мужчины, это сказывается на внешнем виде детей;
  • Разрушается этика культуры поведения между разными полами;
  • Неадекватное ситуации поведение одинаково оценивается современными школьниками, вне зависимости от пола его носителя.

Гендерное образование помогает успешно справляться с этими проблемами. У учеников улучшаются нейродинамические, а также психологические характеристики, складываются представления о типично мужских и женских чертах, образах и качествах. И это только первый шаг на пути к поиску подхода к современным школьникам.

Вектор изменений
Нельзя сказать, стали ли современные школьники лучше или хуже, чем были раньше. Они, в принципе, совершенно другие, и это отражается как на мировоззрении и их поведении.
Как уже было сказано, показатель их успеваемости ниже, чем был ранее, однако это никак не характеризует детей. Эксперимент по внедрению раздельного обучения в очередной раз показывает, что мы просто не нашли правильного подхода, чтобы школьники могли в полной мере проявить свои способности.
В связи с этим, перед педагогом встают две задачи. Первая — это поиск и овладение новыми технологиями и методами, которые позволили бы ученикам эффективнее усваивать материал.

Но, до тех пор, пока первая задача не будет решена, учитель должен привлечь внимание к своим безнадежно скучным и устаревшим, с точки зрения ребенка, занятиям.
Директивные методы теперь не работают, поэтому стоит воспользоваться советом, который дает Д. Кащеев, сотрудник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии: “Сейчас пропагандируют удовольствие от жизни, успех, самореализацию. Задача преподавателей — намекнуть, показать, что, изучая их предмет, дети смогут стать успешными. Что изучение математики откроет им путь к машинному обучению, разработкам искусственного интеллекта это позволит им войти в ТОП разработчиков в РФ, уехать в Калифорнию и купить себе Porsche”.

Как быть и что делать?
Овладение релевантным слушателям знанием и умение интересно его преподнести — единственный ключ к построению конструктивного диалога с нынешними школьниками.
По словам Д. Кащеева, “нужна демонстрация реальных профессий, кейсов, примеров. Ученик должен понимать, что перед ним авторитет, а не бабушка, которая последние 30 лет работает в этой школе. Иногда в переходном возрасте сильно завышено или занижено самомнение. Нужно просто позволить ученикам побыть несколько часов в окружении англоговорящих людей, тогда не возникнет больше вопроса, почему надо учить английский”.
Солидарен и директор университета онлайн-профессий “Нетология” А. Полехин: “Детей больше интересует, как можно решить прикладную задачу или кейс, найти способ ответить на вопрос, возникающий в реальной ситуации. Взаимодействие и моментальное применение лежит в основе мотивации получить знание”.
Словом, дети хотят от образовательного процесса быстрого ответа на актуальные для них вопросы. И педагогам надо учиться давать им это.
Формы обучения “в диалоге” требуют значительных психических ресурсов от педагогов и быстро приводят к эмоциональному выгоранию.

Это подтверждает эксперимент по внедрению активных методов обучения, проходивший в Аничковом лицее Санкт-Петербурга в 2007 году. Учителя оказались не готовы к взаимодействию с учениками начальных классов и спустя месяц предложили администрации вернуться к традиционным методам обучения по учебнику, с односторонними вопросами, адресованными ученикам. Сегодня для такого предложения нет места, — все устаревшее сметается миром с пути.

К счастью, большинство учителей осознает необходимость изменений. Они хотят быть интересными и нужными для учеников. Решение предлагает А. Полехин: “Преподавателю обязательно нужно обладать широким кругозором и развиваться вместе со своими учениками. Он должен следить за личным развитием, интересоваться смежными областями, чтобы его знания не теряли актуальность. Также важно уметь научить применять транслируемые знания в разных областях жизни”.

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Елена:

    Интересная информация, спасибо! Есть, над чем подумать как учителю.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна