Трудовое воспитание школьников


В сфере образования с начала перестройки идёт реформация системы. К сожалению, она не всегда приносит ожидаемые результаты. Тщательно анализируя Уставы школ, Положения, удивляешься: какое негативное отношение у составителей основополагающих документов по такому важному аспекту, как трудовое воспитание школьников. Все написаны, словно под копирку. Объяснение простое: они писались на основе «Примерных …» (далее – конкретное наименование). Таковы они по названию, а попробуй отступи!

Мечты и реалии

trudovoe-vospitanie-shkolnikovРассмотрим детально. В перечне куча нормативов государственного, отраслевого, санитарного, экологического уровней. Каждый соответствует букве закона, «заботится» о подрастающей смене. «Усиливает моральный дух… Приучает к культуре содержания рабочего места, к технике безопасности… Наконец, ориентирует на освоение определённых навыков…»

Да, общество жаждет узреть молодых работящими, вежливыми, приумножающими замечательные традиции. Подростки растятся в уважении к старшим, они – гордые хранители данных о предках, славной истории. Но на деле нововведения выглядят куцыми и уродливыми. Тому несколько причин.

  1. Взрослые занимаются чрезмерной опекой. Что получается из продуктов, выращенных в тепличных условиях, общеизвестно. Свидетельством тому – бесконечные «шалости» современных Митрофанушек во время учёбы, на переменах, после уроков. Нравственность некоторых индивидуумов падает ниже плинтуса.
  2. Чтобы привлечь ребёнка к полезному, понять важность гигиенических требований в классе, нынче надо вначале испросить разрешения свыше. В письменном виде. Отказы встречаются. По статистике, один на одну-две тысячи. Да, есть у нас отдельные снобы, не желающие лицезреть в кровинушке уборщицу. Это случалось ещё в советскую эпоху. Однако как приобщить его достойно относиться к любой профессии, если он не будет иметь о ней первичных знаний? Зубрить, «что такое хорошо?». Эффекта никакого!
  3. В населённых пунктах множество памятников, напоминающих о последней мировой. Есть знаки о гражданской. Стелы, «тридцатьчетвёрки», самоходки, самолёты – чего только не встретишь на необъятных просторах, где прокатились сражения! Кто обязан будировать память? Разве утомительно убрать ограду, посадить цветы тем, кто обильно полил землю-матушку кровью? Тогда к чему разглагольствовать о патриотизме?
  4. Как приучить к бережной охране природы милых, любимых непосед, если не принимать участие в закладке скверов, уходе за саженцами? Вот яркий жизненный штрих из реального села. Пара участков рядом. Новый сосед вмиг расправился с вербами, растущими сотню лет у дальнего конца огорода. На недоуменный вопрос земляков только отмахивается. Дескать, от них никакого толку – только затеняют. Через года всё-таки Николаю Тихоновичу (назовём его так) захотелось, как у людей, заиметь садик. О яблочках мечтается, вишенках, малинке… Только не выходит… Сельчане подсмеиваются – наверно, обидел тех, на небушке! Впоследствии у всех – райские кущи, а у него каждое лето чахлые кустики.

Осваивать азы по плакатам?

trudovoe-vospitanie-shkolnikovО каком трудолюбии пойдёт речь, если не напрягаться, не наблюдать конечных итогов? Как юной поросли внушить, что труд – фундамент существования? Любить тружеников, но не уметь самому выполнять элементарные правила (мытьё полов, уборка классной доски и т.д.)? Дать теоретические сведения о посадке плодовых деревьев и на практике научить этому – пожалуй, это процедура, где надо проявить истинное творчество. А разве приобщение к физическим нагрузкам не укрепляет мускулатуру? Зачем трактовать очевидные вещи!

Организация общественно-полезного труда

Несомненно, всякое начинание соотносится с учебно-воспитательным процессом. Разве не осознанно проводится сгребание осенней листвы? Тут вам налицо высокая эстетика, стремление украсить мир, облагородить частицу малой родины, получить нормальные взаимоотношения в коллективе. Следует заметить, что первую скрипку играют преподаватели. Эффективность нулевая, коли дети сами по себе, а учителя стоят в сторонке и, наверно, горячо обмениваются ценным опытом (по крайней мере, так иногда видится). Иная картина, когда наставника не сразу различишь в стройном хоре работающих…

Краткие выводы

Обычный родитель видит в потомке продолжателя рода человеческого. Разумного, трудолюбивого, терпеливого, лояльного ко всем чинам, должностям, званиям. Отчего у нас во все времена полно перестраховщиков, пока неясно. Работники тоже не заинтересованы в малолетних рабах. Верные акценты, правильно поставленные цели, искорка, исходящая от самих пап и мам – вот настоящее благородство. Радостно смотреть на субботники махонькой сельской школы в с. Елизаветино в Воронежской области, когда двор кропотливо чистится весной и осенью не только детворой. Рядом с ними сильные родные руки.

Вот это образец служения Отчизне в реальности. Есть повод задуматься над искусственно навязанной дискуссией. Под их крылом местные три обелиска, громадная, почти в два гектара, территория, красивейшее двухэтажное здание на триста с лишним душ (честь и хвала районным руководителям). А всего-то осталось тридцать ребятишек, 9 женщин-педагогов вместе с директрисой и… ни одного мужчины. Видимо, здесь живут не зря… Надо «не услуги предоставлять», а ЖИТЬ на Земле…

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Виктория:

    Еще когда я училась в школе, у нас время от времени устраивали «субботники». Конечно, энтузиазма к этому в учеников не было никогда. Нас заставляли, угрожая плохими оценками, и соответственно мы не слишком хорошо выполняли эту работу. Я считаю, что подход к этим дням уборки нужно в корне изменить. Нужно дать стимул детям, какое-то вознаграждение или еще что-то подобное. Все ученики с радостью бросаются в водоворот соревнований. Почему нашим школам не ввели какой-то конкурс за лучшее убран класс? Думаю это будет именно тем стимулом, когда дети понимают, что их труд оценивается и приносит пользу.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна