Ученическое самоуправление в школе


Сегодня все больше психологи и педагоги говорят о социализации и адаптации детей к реальностям современной жизни. На каждом уровне развития личности для этого есть свои инструменты и методы. Для детей школьного возраста эффективной методикой признано ученическое самоуправление в школе.

Под этим понятием подразумевается делегирование полномочий решения части административных и организаторских вопросов самим детям. Этот процесс происходит под постоянным наблюдением и координацией опытных педагогов. Такие тенденции могут проявляться в системе воспитания школьников начиная с начального звена образовательной системы. С развитием детей в более старшем возрасте происходит постепенный переход от самых простых форм организации ученического самоуправления до более сложных, таких как организация президентских выборов в отдельно взятом учебном учреждении.

Методика организации ученического самоуправления

uchenicheskoe-samoupravlenie-v-shkoleНадо заметить, что и периоды внедрения элементов самоорганизации у подростков могут быть разными. Это и постоянное частичное делегирование полномочий руководителей отдельным группам детей, и периодический интенсив в данной методике, например, «неделя самоуправления».

Ученическое самоуправление в школе может быть реализовано на различных уровнях. Первичным из них будет организация подобных механизмов взаимодействия с педагогом на уровне одного класса.

Так в классе формируются группы детей по их индивидуальным способностям, наклонностям и интересам. Далее по таким группам разделяются некоторые управленческие функции по решению организационных вопросов, связанных с жизнью данного коллектива. Так, например, могут быть выделены дети, ответственные за проведение развлекательных программ во время утренников, кто-то может отслеживать культурные мероприятия в городе и предлагать экскурсии одноклассникам. Часть коллектива будет следить за состоянием комнатных растений, или за проведением спортивных мероприятий в классе.

Все это безусловно реализуется детьми при чутком контроле и помощи педагогов и родителей. Школьникам предоставляется возможность творческого подхода к решению возложенных на них вопросов. Но при необходимости взрослые люди всегда готовы прийти на помощь детям.

Более высоким уровнем организации ученического самоуправления в школе будет приобщение всех классов одного образовательного учреждения к данному процессу. Так, сегодня часто применима методика организации предвыборной компании в школе на должность ее президента.

Каждый год в определенный период в учебном учреждении стартует предвыборная гонка между претендентами на этот пост. Обычно на должность президента претендуют учащиеся старших классов. Они разрабатывают свою стратегию выборов, формирую программу и выступления перед аудиториями других классов. Младшие классы тоже активно вовлекаются в этот процесс. Они участвуют в концертах в поддержку того или иного кандидата. Выпускают стенгазеты и буклеты.

В тоге проводятся полноценные выборы, в которых выигрывает один кандидат. После организуется день самоуправления в школе, когда все организаторские решения принимаются строго школьниками. Старшее звено разрабатывает и проводит уроки для малышей, а педагоги лишь координируют этот процесс со стороны.

Ученическое самоуправление как инструмент личностного роста

uchenicheskoe-samoupravlenie-v-shkoleУченическое самоуправление в школе дает мощный потенциал для развития способностей личности ребенка:

  • Формируется лучший диалог школьника со своим внутренним «я», он лучше понимает свои устремления и интересы;
  • Предоставляется отличная возможность продемонстрировать свои способности личности, вне учебного процесса;
  • Развивается чувство ответственности за свои поступки, формируется навык принимать серьезные решения;
  • Накапливается опыт активного общения со сверстниками, причем в позиции активного диалога, когда необходимо идти на компромиссы и искать решения вопросов, учитывающих интересы всех сторон;
  • Расширяется общественный кругозор ребенка, он в большей степени интересуется взрослой жизнью;
  • Происходит активная психологическая подготовка психики ребенка к ситуациям взрослого образа жизни;
  • Благодаря чуткому вниманию и помощи как сверстников, так и педагогов у школьника формируется уверенность в себе, в том, что при необходимости ему всегда помогут друзья и коллеги.
    Поэтому ученическое самоуправление в школе является мощным инструментом личностного роста обучающихся. Необходимо только осуществлять индивидуальный подход со стороны педагогов и психологов к способностям каждого ребенка и привлекать их именно к тем обязанностям, которые ему будут по силам и интересны.

Обсуждение: 2 комментария

  1. Алиса:

    Самоуправление безусловно дает детям возможность развить в себе многие качества и проявить уже имеющиеся способности, но все это касается детей расположенных к общественной деятельности и лидерству. Что делать детям, которые также хотят быть полезными в своей среде, и также хотят разделять ответственность, но при этом им совершенно не интересна вся внутриполитическая жизнь школы (политика в данном контексте не несет негативного оттенка). Вот хочется им действовать в тени, оставаясь подальше от диалогов, в зоне комфорта. Что предложить таким детям, чтобы и их раскрыть, и им дать возможность проявить свои способности и показать, что ты не боишься поручать им важные дела?

    Ответить
  2. Татьяна Карпова:

    К сожалению, на сегодняшний день, далеко не во всех школах введена методика организации ученического самоуправления. У меня 2 сына школьника, в нашей школе работает ученическое самоуправление. Дети очень довольны этими привилегиями, им дано право голоса в организационных школьных вопросах. Самоуправление действительно формирует лидерские качества, я это вижу по своим детям.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна