Почему следует хорошенько подумать, прежде чем выбрать профессию учителя


Сегодня стало очень модно критиковать наше образование. Критикуют все, кому не лень, начиная со средств массовой информации и заканчивая старушками на лавочках у подъезда. Самое интересное, что каждый искренне считает, что знает «как нужно». При этом, или имея очень отдаленное представление о сфере образования, или не имея его вообще.
Большинство людей, наивно полагает, что профессия учителя складывается из проведения уроков и проверки тетрадей. Вроде бы, что сложного, отработать шесть часов, забрать тетради и проверить их дома? При этом еще жаловаться на низкую зарплату, это уже верх наглости.
Интересно, а кто-то задумывался над вопросом, почему только один процент выпускников педагогических вузов остается работать в школе? Ведь, казалось бы, зарплата хорошая, график нормальный, и физически не нужно работать. Почему же в наших школах, так не хватает квалифицированных кадров? Почему же, человек, получивший педагогическое образование, скорее предпочтет работать токарем на заводе, а не учителем в школе?
Очень часто, ответом на все заданные вопросы становится общеизвестная фраза: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание!». Жаль только, что смысл этого изречения, в наше время звучит как издевательство.
Выбирая профессию учителя, молодой человек наивно полагает, что главный критерий такого выбора, это любовь к детям. Возможность передать им полученные знания, чему-то научить. На деле, приходя работать в школу, молодой учитель сталкивается с совсем другой реальностью. В итоге, отработав максимум год, большая часть молодых и талантливых учителей просто уходит.
Отчего так происходит? Вот несколько наиболее значимых факторов, которые влияют на текучку молодых кадров в школе.

  1. Бесполезность половины проделываемой работы

Придя работать в школу, молодой учитель полон планов и энтузиазма. Но как становится понятно с первых же дней, инициатива не только не приветствуется, но иногда и наказуема. Оказывается, в школе главное не научить, а написать, и как можно больше.
Написать нужно много, вся писанина обычно пишется в двойном или даже тройном экземпляре.
Как — то учителя одной общеобразовательной школы, решили провести эксперимент. Они взвесили всю бумажную работу, написанную одним учителем за один год, на обычных весах. В результате они получили более 10 кг ненужной макулатуры, которая вряд ли кому пригодится на следующий год.
И не важно, что все написанное, не только не реализуется на практике, но и в большинстве своем, даже никем не читается, а время на подобную писанину уходит очень много.

В результате, рано или поздно, молодой учитель начинает понимать, что времени на работу с детьми практически не остается. Но это, как говорится, «еще не все подводные камни».

  1. Методисты

Это отдельная «каста» чиновников из отделов, комитетов, управлений, департаментов образования. Большинство из них не одного дня не проработали в школе с реальными детьми. Они имеют высшее педагогическое образование, а иногда и не одно. Именно они разрабатывают все методические пособия по работе с детьми в школе. И именно они всегда точно знают «как нужно».

Вроде бы все хорошо, отличное разделение труда. Чиновник пишет, учитель учит. Если бы не одно, но… Временами методистам приходит в голову проверить, как реализуются на практике написанные ими методические указаний, рекомендации и пособия.

В действительности, все эти методички не только далеки от реальной работы с детьми, но и порой просто абсурдны. Да и как может человек, не работавший учителем ни одного дня, в лучшем случае проработавший в школе два-три года, написать методику, которая была бы полезна на практике?
Конечно, встречаются действительно хорошие программы и методические пособия, но их очень мало. Зачастую они написаны или практикующими учителями, подрабатывающими методистами, или учителями на пенсии.

После проведения открытого занятия, в угоду таким проверкам, даже проработавшие не один год учителя, начинают пить успокоительное лекарство, выслушав всю критику и «деловые советы» методиста. Про начинающего учителя и говорить не приходится. Хорошо, если он не подаст заявление на увольнение в тот же день.

  1. Коллектив

Коллектив в школах в основном женский. И кто хоть раз работал в женском коллективе, знает, что это такое не понаслышке. Сплетни и обсуждения за спиной, это еще малое зло. Если попасть в немилость к директору школы, то ненависть почти всего коллектива, будет обеспечена.
Самое опасное для молодого учителя, это коллективные праздники. Не ходить на них непозволительно. Это расценивается как отрыв от коллектива, что не явно приветствуется.

Неважно, как будет вести себя молодой учитель во время корпоративного праздника. Если сидеть скромно в уголочке, скажут, что зазнается.

Если принимать участие в общем веселье, скажут, что подобное поведение недопустимо, для учителя.
Отношения с коллективом, для молодого учителя, всегда будут неоднозначные. Мнение коллектива расценивается всегда как единственно верное.

        4. Дети и их родители 

Как утверждают асы педагогической науки, даже к самому трудному ребенку, при желании, можно найти подход. Если учитель не может этого сделать, то однозначно, он неправильно выбрал профессию.

Другое дело, если у учителя нет такого желания. При таких условиях работы у учителя просто не остается времени и сил, на то чтобы уделять кому-то из учеников повышенное внимание. Большинство учителей просто стараются не обращать внимания на трудных детей, полагая, что воспитанием своих чад должны заниматься родители.

Вот только современные родители замечают, что с их ребенком, что-то не так, только когда им об этом сообщают из школы. Получается замкнутый круг, в результате которого ребенок, остается предоставленным самому себе.

Большинство родителей делятся на две категории:

1.На тех, кто «знает лучше» как надо.

2. И на тех, кому вообще ничего не надо.

Первые, почти каждый день приходят в школу, чтобы научить учителей, как надо учить детей. Они с криком доказывают свою правоту, даже если неправы. Их ребенок всегда самый умный и воспитанный, и, если он не завязал шнурки или порвал портфель, в этом обязательно виноват учитель.

На все возражения о том, что учитель должен учить, а нянчиться должны няньки, такие родители отвечают фразой: «А школа на что?». И очень жаль, что таких родителей, которые не могут отличить школу от детского сада очень много.

Родители из второй категории, могут ни разу не появиться в школе за все время обучения их ребенка. И это необязательно антисоциальные личности. Порой встречаются очень интеллигентные люди.

Эти две категории родителей объединяет одно. Они искренне считают, что во всех бедах и неприятностях их ребенка виновата школа и учителя, в частности. Получил двойку — виноват учитель, несправедливо ставит оценки. Подрался — виноват учитель, недоглядел. Не поступил в институт — виновата школа, плохо учили. Сел в тюрьму — виновата школа, плохо воспитали.
Конечно, адекватные родители тоже есть, но на фоне родителей из этих двух категорий, у учителя просто не остается сил для общения с ними. И встречи с ними ограничиваются родительскими собраниями.

         5. Итог

Сегодня очень много стали говорить о правах детей. В каждой школе висят плакаты с номерами телефонов, куда следует звонить ребенку, если его «обидели» взрослые. Но, не все дети понимают разницу, между справедливой критикой и необоснованным наказанием. Зато все знают, куда нужно звонить.

По звонку обычно приезжает специальная и ну очень компетентная комиссия, и начинает трепать нервы всем и вся. Часто случается, что ребенок уже и не помнит, зачем позвонил, а комиссия все проверяет и проверяет. Это порой просто унижает учителя.

Вот и получается, что учитель в наше время становится просто бесправным существом. Каждый его может обидеть, унизить, оскорбить. Если учителя в возрасте это терпят, потому что им до пенсии недолго осталось или продолжают работу по причине маленькой пенсии, то молодой учитель предпочтет поискать более достойную работу.

Именно поэтому стоит крепко задуматься прежде чем выбирать профессию учителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна