Как исправить неправомерно выставленную оценку? Куда жаловаться?


Формирование образованного человека — сложный многогранный процесс. Важно не только вооружить ученика соответствующими знаниями. Важно воспитать человека, способного применить их на практике, чтобы знания стали не мертвым грузом, но и инструментом в решении жизненных проблем.

Одна из задач учителя — объективно оценивать знания ученика, чтобы тот сам мог понимать свои слабые места, чувствовать свои ошибки, творчески относиться к учебному процессу.
В педагогических кругах много споров о целесообразности выставления оценок ученикам. Бытует мнение, что при этом преследуется цель — получить усредненный результат образовательной деятельности. И этот результат больше характеризует количественную оценку уровня образования в школе, чем знания учеников. Тем более, что оценку производит живой человек, со своим эмоциональным настроем, со своими симпатиями. Как бы ни пытался учитель одинаково объективно относится ко всем своим ученикам, все равно кому-то он прощает мелкие ошибки, к кому-то относится чересчур строго. Да и грань между оценками иногда едва различима.

Система оценок продолжает действовать

В точных науках гораздо проще оценивать уровень знаний, потому что законы, теоремы, задачи требуют конкретики и точности. А вот в гуманитарных науках иногда бывает все достаточно неопределенно.
Поэтому и возникает ситуация, когда ученику кажется, что к нему предвзятое отношение со стороны учителя, а его знания заслуживают более высокой оценки. Это создает конфликт между преподавателем и учащимся. В таком случае возникает вопрос — как добиться справедливости?
Единого алгоритма здесь нет. В каждом конкретном случае есть свои особенности. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Необъективная оценка знаний ученика

Необходимо понимать, что практически все ученики считают, что заслуживают лучшей оценки, если только они не отличники. Поэтому факт неудовлетворения отдельной разовой оценкой рассмотрению не подлежит. Рассмотрим случай, когда занижена оценка за четверть, полугодие, год.
Следует помнить и родителям, и ученикам, что организация образовательного процесса в школе, ее функционирование определяются школьными локальными актами, разработанными на основе федерального закона об образовании.

Этими актами предусмотрено создание в школе комиссии по урегулированию споров. Эта комиссия, в состав которой входят преподаватели, учащиеся, их родители, представителя администрации школы в соответствии со статьей 45 вышеупомянутого закона рассматривает различные конфликтные ситуации. Соответственно ученик может обжаловать выставленную оценку директора школы или в комиссии.
Ученик должен направить письменное заявление, в котором будет отражена суть конфликта и изложена главная цель — пересмотр поставленной оценки.

Конечно, очень сложно доказать разницу между баллами «пять» и «четыре», «четыре» и «три». В методических указаниях министерства образования даются весьма расплывчатые формулировки отличий уровней знаний.

К примеру, баллу «5» должны соответствовать знания тогда, когда:
• ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала;
• осмысленно применяет полученные знания на практике;
• выделяет в теме главные положения.

Балл «4» выставляется в том случае, когда:
• ученик выявляет знание материала;
• умеет применять полученные знания на практике;
• отвечает без особых затруднений на вопросы учителя.

Градация в выставлении оценочных баллов, разработанная чиновниками от образования и рекомендованная к применению, в общих чертах описывает критерии оценки знаний. Полагаясь на тот же закон об образовании, который наделяет преподавателя самостоятельностью выставления оценок исходя из собственного профессионализма. Тем более, что в составе комиссии преподаватели разных предметов, теоретически слабо подготовленные люди.

Ученику в качестве аргументов в свою защиту уместно использовать оценки прошлого периода, результаты промежуточных аттестаций. Тем самым подтверждая уровень своих знаний. Если положительного результата не будет достигнуто, право учащегося добиваться справедливости в вышестоящих инстанциях.

Необъективная оценка знаний группы учеников

Здесь ситуация уже сложнее. Независимо от результатов разбирательства, учителю стоит задуматься об атмосфере в классе.
Алгоритм действий аналогичен предыдущему случаю. Причем обязательно должно быть коллективное заявление, подписанное всеми недовольными. Необходимо выбрать одного, но самого авторитетного представителя, который на комиссии, без эмоций, опираясь на факты, изложит суть претензии и попытается отстоять желание группы. А желание одно — пересмотр выставленных оценок.

В случае положительного решения не должно быть особых торжеств. Преподаватель, как и любой человек, имеет право на ошибку. Достигнутый результат не должен влиять на взаимоотношения учителя и класса, потому что от атмосферы в классе зависит весь образовательный процесс. Стремление ловить преподавателя на ошибках не должно стать самоцелью.

Нежелание обучаться у конкретного педагога

К сожалению, такие случаи хоть и редко, но бывают. Безусловно, такой инцидент выходит за рамки школы. Сам факт коллективного неприятия, независимо от результатов проверки, не делает чести педагогу, протестные настроения не возникают мгновенно. Значит педагог вовремя не заметил потери контакта с классом, не почувствовал стену отчуждения.
Жалобу можно также подавать в администрацию школы или комиссию. Содержание жалобы должно объективно объяснять причины недовольства методикой преподавания учителя. Отражать способность учителя полно и доступно доносить учебный материал, манеру общения с классом, как выполняется учебная программа, как контролируется выполнение домашнего задания, что не соответствует, по мнению учеников, учебному процессу.
Цель жалобы — замена преподавателя или его переаттестация.

В подобной ситуации целесообразно направлять копию жалобы в отдел народного образования района, города или области в зависимости от размера населенного пункта, где находится образовательное учреждение. Допустимо даже обращение в Министерство просвещения.

Даже в том случае, если будет получен отрицательный результат, не стоит отчаиваться. Потому что это хорошая жизненная школа в умении защищать собственные интересы. В такой борьбе оттачивается умение логично и убедительно излагать свои мысли, постигаются основы юридической грамотности.

Учитель — благородная и уважаемая профессия, но, к сожалению, человеческий фактор присутствует везде. И среди преподавателей попадаются люди, которые ошибочно выбрали такую профессию. Задача учебного учреждения воспитать грамотного члена гражданского общества. Поэтому необходимо всеми доступными законными способами отстаивать права подрастающего поколения. Если удалось в данном случае исправить незаслуженно заниженную оценку, значит, учащийся будет знать, что справедливость — непросто красивое слово.

Добавить комментарий

© 2019 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна