Как сделать домашнее задание?


В тот момент, когда ребенок делает уроки, он, по сути, решает сразу несколько для себя задач. Если быть точным – этих задач пять. И все эти пять задач должны быть как-то оценены. Самый простой и очевидный способ – оценить знание материала, потому что здесь все достаточно прозрачно. Если ребенок подготовился – он получит хорошую оценку. Вроде все понятно. Но есть четыре других аспекта выполнения домашнего задания, которые игнорируют родители.

1. Отношения ребенка с родителями

В тот момент, когда ребенок занят выполнением домашнего задания для того, чтобы получить хорошие оценки и похвалу от учителя, происходит еще кое-что. Это отношения ребенка с родителями. Не ухудшились ли они, после того, как родителю пришлось насильно заставлять делать уроки ребенка? Ответ очевиден. Мало кому удалось сохранить свои нервы и нервы ребенка. Почему-то этот аспект ускользает от родительского внимания. Взрослые обычно сосредоточены на оценках ребенка, на его успеваемости, а платят за это своими отношениями с ним.
Возникает вопрос – а что важнее? То, как ребенок учится, его оценки или его отношения с родителями? Считает ли он родителя своим другом? Уверен ли он в том, что на родителей можно довериться в трудную минуту? Чувствует ли он себя легко и расслаблено в их присутствии? Или наоборот – родитель для ребенка является стрессовым фактором?
Конечно, все бы хотели, чтобы и оценки были хорошими, и отношения не испортить. Но, к сожалению, очень часто приходится выбирать. И выбор этот делать нужно осознанно, потому что в большинстве случаев, сами того не понимая, родители выбирают успеваемость, которую оплачивают своими отношениями с ребенком. А после удивляются, почему в подростковые годы ребенок их ни во что не ставит. Да потому что все то время, когда они третировали ребенка по поводу домашнего задания, у них сформировался образ надзирателей – людей, которые не должны вести себя как любящие родители.
Поэтому в тот момент, когда родитель делает с ребенком домашнее задание, либо как-то мотивирует его, нужно подумать о том, как все это скажется на их отношениях друг с другом.

2. Отношение ребенка к самому себе

Когда ребенок пробует что-то сделать, а у него не получается — родитель объясняет популярным языком, что всем понятно, а ему одному нет, и сколько можно повторять одно и тоже, и пишет он как «курица лапой», и позорит он перед учителями. Что ребенок в этот момент должен о себе подумать? Какое мнение о себе он формирует в тот момент, когда не может справиться с какой-то задачей, а родитель, вместо того, чтобы помочь, поддержать и научить, приводит аргументы, что он «безрукий дурак»?
Какую идею транслируют родители своему ребенку в тот момент, когда у него не получается? Они в чем его убеждают? В том, что он сможет, у него все получится, и они в него верят? И если нужно, будут сидеть с ним до конца? Или в том, что он идиот, не способный решить элементарных задач? И если он не решит ее прямо сейчас, родитель возьмет ремень и объясните, как надо все делать правильно?
В тот момент, когда ребенок делает уроки, нужно обращать внимание на то, как это сказывается на отношениях и какой образ у него формируется о самом себе. Ведь зачастую то, что родители говорят ребенку, как они отзываются о его успехах, как «поддерживают» — это вряд ли способствует высокой самооценке, уверенности в собственных силах и веры в то, что он способен справиться с любой задачей, которая возникнет у него в жизни.

3. Способность ребенка учиться

Домашнее задание можно выполнить абсолютно по-разному. Для хорошей оценки часто достаточно просто списать правильный ответ. Возникает вопрос: «На что родители ориентированы?». На то, что бы ребенок получал хорошие оценки или на то, что бы он понимал, по какому принципу эта задача решается.
Представим ситуацию. В одном случае ребенок понятия не имеет, как решается задача, но он знает, где списать. И он списал идеально. На «отлично». Во втором случае ребенок нигде не списывал и решил задачу на «три». Но он решил ее сам, пытаясь разобраться в ее решении. У какого ребенка будет больше перспектив – и в предмете, и в жизни?
Поэтому, вместо оценок (которые, безусловно, важны), следует обращать внимание на то, что делает ребенок. Зубрит или реально пытается разобраться в происходящем. Формирует понимание предмета как такового.

4. Эмоциональная реакция ребенка на процесс обучения

Как ребенок реагирует на то, что ему нужно чему-то учиться? У него при слове «учеба» возникает рвотный рефлекс? Его передергивает? Или он понимает, что учиться может быть интересно?
Это важно, потому что в наши дни, чтобы преуспеть в этой жизни, нужно постоянно повышать квалификацию. Нравится это кому-то или нет, но мир развивается быстрее, чем этого хочется. И очень часто проходить переквалификацию, чтобы стать хорошим специалистом, нужно несколько раз в год. Плюс появляются новые профессии, которые тоже нужно изучить, чтобы в них преуспеть.
Поэтому желание учиться – это достаточно важный параметр. А в случае с домашним заданием, родители формируют обратную реакцию. Когда ребенок делает уроки из-под палки, с оскорблениями, криками – какое у него может формироваться отношение к изучению предмета? Ему нравится учиться или он делает это только для успокоения родителей?
Таким образом, получается, что на чаше весов находятся несравнимые вещи. На первой чаше – хорошие оценки (возможно, медаль), а на второй – близкие и доверительные отношения родителей с ребенком. Здесь же уверенность ребенка в себе, его мнение, на что он способен. Тут же лежит его умения и желание учиться. Что должно перевесить? Даже одного параметра на второй чаше достаточно, чтобы легче относится к оценкам. Потому что близкие отношения с ребенком важнее того, как он учится. Его уверенность в своих силах стоит гораздо большего, чем те оценки, которые он получит. Его умение и желание учиться намного важнее золотой медали.

Добавить комментарий

© 2019 Учительская ·  При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна